|
Фотограф.
Установлен: январь 2001 года
Авторы: историк С. Лебедев, скульптор Б. Петров
Адрес: Малая Садовая улица
Он представляет собой 2,5-метровую фигуру фотографа, изготовившегося к съемке.
Фотограф держит раскрытый зонтик, а под треногой, на которой установлен фотоаппарат,
спрятался английский бульдог.
Место для скульптуры выбрано не случайно. Именно на Малой Садовой в доме № 3
с начала ХХ века и до 30-х годов располагалось фотоателье знаменитой династии
фотомастеров Булла. [10]
До сих пор неизвестно, что заставило десятилетнего мальчишку из обеспеченной
немецкой семьи взобраться на борт парохода, плывущего в Россию. В 1862 году мальчик
сошел на берег в Петербурге, устроился посыльным в местную фотофирму "Дюнант".
Владельцы заведения звали мальчишку по имени - Карлом, поручали ему мелкие работы в салоне,
а со временем, за старание произвели в лаборанты. Молодой человек не оправдал доверия
хозяев - проработав некоторое время в фирме, отправился на "вольные хлеба": приобрел
аппаратуру и зарабатывал на жизнь изготовлением частных фотопортретов.
Дело разрасталось - в 1875 году Булла открыл собственное ателье, а через некоторое
время сделался самым популярным фотохудожником столицы. Появившиеся свободные
средства сказались на характере деятельности Карла Карловича - Булла начал экспериментировать
со "светом и тенью", возводя камерную "дагерротипию" в ранг всеобъемлющего ("всезапечатляющего") искусства.
С середины 70-х годов обрусевший немец снимает все, что видит, - импровизирует на пленере,
фиксируя жизнь столичных улиц, изготавливая занимательные "виды" петербургской архитектуры
(первый электроперевоз через Неву и последние наплавные мосты, Исаакиевский, Казанский соборы
и многое другое). Продолжает пополнять и портретную галерею империи - продолжает весьма успешно,
став в 1896 году штатным фотографом Министерства Императорского двора. Пробует "военно-полевое"
фото - в 1896 году снимает маневры русской армии, а позднее работает "светолетописцем" на
фронтах русско-японской войны. Карл Карлович: Булла сохранил для потомков "настоящих"
Николая II и Льва Толстого, изготовил серию потрясающих фотозарисовок "нового смутного времени"
(революции 1905-1907 гг.).
В 1916 году мастер неожиданно для всех отошел от дел - ателье передал
сыновьям (Виктору и Семену), а сам уехал на небольшой островок Эзель в Эстонии, где и умер
в 1929 году. Дети продолжали дело отца - трудились в собственном, а затем и
"национализированном" салоне, не раз побеждали в советских фотоконкурсах, работали
корреспондентами в газетах. Сегодня в помещении булловского ателье по-прежнему располагается
фотостудия, вход в нее - с Невского проспекта.
К списку памятников
|
|